Ошибки первокурсников и как их избежать
Переход от школьного формата обучения к университетскому – это не только новый уровень академической ответственности, но и множество новых задач, с которыми ранее не приходилось сталкиваться.
Для многих студентов первый семестр становится периодом адаптации, и, к сожалению, именно в это время совершается наибольшее количество ошибок. Некоторые из них легко исправимы, другие могут повлиять на учебную траекторию и даже привести к отчислению.
Отсутствие взаимодействия с преподавателями
В чем ошибка: Многие первокурсники, особенно интроверты или те, кто привык к школьной модели обучения, впадают в крайность – становятся «невидимками». Они молча сидят на парах, никогда не задают вопросов, даже если что-то непонятно, стараются слиться с толпой. Кажется, что так безопаснее, но это иллюзия.
Почему это плохо?
Для преподавателей молчаливый студент – это незаинтересованный студент. Зачем тратить силы на того, кто сам не проявляет инициативы? Именно после лекции можно задать тот самый «глупый» вопрос, который стеснялись задать при всех, уточнить детали, получить какую-то рекомендацию. Если возникнет спорная оценка, академическая задолженность или нужда в рекомендации – налаженный контакт с преподавателем будет бесценен. К невидимкам отношение всегда формальнее.
Как избежать:
— Покажите преподавателю, что вы слушаете и вовлечены.
— Не бойтесь вопросов, задавайте их во время пары, если это уместно, или же после.
— Знайте, что выполнение заданий и своевременная сдача работ – лучший способ заслужить уважение преподавателя.
Мирослава Полтавец, студентка направления «Коммерция и электронная торговля», отметила, что наладить коммуникацию с преподавателем можно также с помощью публичных выступлений. «Главное, не бояться выступать со своими проектами на лекции или на студенческих конференциях. Это обеспечит вам рост ораторских навыков, уверенности в себе, а также повысит внимание преподавателей, так как они всегда заинтересованы в исследовательской работе со студентами».
Пропуски первых занятий
В чем ошибка: Искушение пропустить первые лекции очень велико: «там не будет ничего важного», «еще успею», «надо обустроиться», «выспаться» и т.д.
Почему это плохо?
Вы пропускаете ключевые моменты курса. Именно на вводных занятиях преподаватели детально объясняют структуру дисциплины, систему оценивания (семинары, тесты, курсовая), ключевые дедлайны, правила посещения и требования к работам. Это фундамент вашего обучения.
Также именно на первых занятиях формируется впечатление о студентах. Преподаватель видит, кто пришел, а кто нет. Пропуск начала – сигнал о возможной безответственности студента. И, конечно, освоить базовые понятия и вникнуть в логику курса потом будет сложнее.
Как избежать:
— Относитесь к первым неделям как к обязательным.
— Записывайте все организационные — систему баллов, задания, дедлайны, правила допуска к зачету/экзамену, контакты преподавателя.
— Если пропуск неизбежен по уважительной причине, свяжитесь со старостой, чтобы узнать, что проходили и получить материалы.
Нарушение учебного режима после переезда
В чем ошибка: Для иногородних студентов переезд – это грандиозное событие. Полная самостоятельность, никакого родительского контроля, новые друзья, городские развлечения… Легко скатиться в свободный режим, пренебрегая сном, расписанием пар и, как следствие, учебой в целом.
Почему это плохо?
Сбитый режим, ночные прогулки, время, проведенное за играми, в соцсетях или на тусовках, приводят к неспособности концентрироваться, долгам по предметам, постоянному наверстыванию и чувству вины за невыполненное. А главное – все это может закончиться провалом на сессии и, как следствие, отчислением.
Как избежать:
— Создайте режим дня. Определите время подъема, учебы, приема пищи, отдыха, сна.
— Ваш приоритет – это учеба. Стройте социальную активность вокруг учебного расписания, а не наоборот.
— Научитесь говорить «нет» тому, что негативно сказывается на учебе. Иногда лучше пропустить вечеринку, зато подготовиться к практике.
Нехватка навыков тайм-менеджмента
В чем ошибка: Школьные задания часто были небольшими и с жесткими сроками. В вузе объемы больше, сроки кажутся огромными, а соблазнов отвлечься – море. «Сделаю завтра», «еще целая неделя» – знакомые мысли?
Итог: аврал, паника, некачественная работа или срыв дедлайна.
Почему это плохо?
Страдает в первую очередь качество обучения, ведь работа, сделанная в спешке за ночь до сдачи, редко бывает хорошей. Плюс постоянное давление невыполненных задач. Накопление долгов, так как одно несделанное задание тянет за собой другие. И так учеба превращается в гонку за формальным выполнением и закрытием долгов.
Как избежать:
Данила Поваров, студент направления «Реклама и связи с общественностью», поделился своим опытом. Во-первых, Данила начал использовать планировщик (заметки в телефоне + Google Календарь). Во-вторых, стал делить большие задачи на мелкие этапы и ставить себе дедлайны, например, «найти 5 примеров до среды», «написать весь план до пятницы», а мелкие задачи старался выполнить сразу, чтобы потом не отвлекаться на них. Как итог, стало легче контролировать нагрузку, уменьшилась паника перед сдачей, а качество работ выросло.
Ошибочные ожидания, что обучение в вузе – это «продолжение школы»
В чем ошибка: Некоторые первокурсники думают, что университет – это большая школа: преподаватели будут напоминать о заданиях, проверять домашку, «разжевывать» материал.
Почему это плохо?
Реальность совсем другая: преподаватель прочитал лекцию, дал задания и список литературы. Дальше – ваша забота как, когда и насколько глубоко вы это освоите. Никто не будет бегать за вами с напоминаниями. Пропустил тему – разбирайся сам. Не понял – ищи информацию или спрашивай. Ждать, что все повторят лично для вас, бесполезно.
Как избежать:
— Осознайте, что вуз – это ваша зона ответственности. Вы – взрослый человек, управляющий своим образованием.
— Не ждите напоминаний. Сами узнавайте требования, сроки, критерии оценки.
— Учитесь искать информацию (библиотеки, научные базы, интернет), анализировать ее, формулировать свои мысли.
— Не бойтесь просить помощи, но делайте это своевременно и конкретно.
Подготовка к экзаменам в последний момент
В чем ошибка: Весь семестр учился спустя рукава, конспекты неполные или отсутствуют, надежда только на шпаргалки или память. И вот – ночь перед экзаменом, горы непонятного материала, паника и литры кофе.
Почему это плохо?
Мозг в этот момент находится в стрессе и плохо усваивает информацию. Это зубрежка, а не понимание. Легко растеряться, перепутать понятия, не успеть охватить все. Это колоссальный стресс и урон здоровью, можно столкнуться с недосыпом и перегрузкой нервной системы.
Как избежать:
— Регулярно (хотя бы раз в 1-2 недели) просматривайте и дополняйте конспекты лекций и семинаров.
— Тратьте 20-30 минут в неделю на повторение пройденного по каждому предмету.
— После каждой темы пробуйте устно или письменно изложить основные тезисы без подглядывания.
— Составьте план повторения за 3-4 недели до экзаменов, равномерно распределив нагрузку.
— Пишите качественные конспекты, структурировано, с выделением главного, своими словами и пометками.
Игнорирование информации от куратора и старосты
В чем ошибка: Групповые чаты, почтовые рассылки, объявления на кафедре или сайте факультета – все это кажется первокурснику информационным шумом. «Прочитаю потом», «староста и так напомнит», «это не для меня». Сообщения от куратора или деканата пролистываются.
Почему это плохо?
Вы можете пропустить важную информацию. Например, перенос пар или экзамена, отмену занятий, изменения в расписании, дедлайны подачи заявлений (на стипендию, общежитие, пересдачу), расписание консультаций, списки на заселение, требования к документам, даты важных собраний. Незнание правил или сроков не освобождает от ответственности.
Как избежать:
— Будьте во всех информационных чатах вашего потока/факультета.
— Регулярно проверяйте электронную почту и не пропускайте уведомления.
— Старайтесь читать сообщения старосты или куратора своевременно и внимательно.
— Помечайте важные даты в удобном вам формате, чтобы не забыть.
— Не бойтесь уточнять сразу, если что-то непонятно в сообщениях.
Большинство ошибок первокурсников связаны не с академической сложностью, а с недостатком опыта и навыков самоорганизации. Своевременное информирование, участие в процессе, выстраивание грамотного графика и открытость к взаимодействию с преподавателями и одногруппниками помогут адаптироваться к университетской жизни и повысить эффективность обучения.
Марта Тихонова
