Как соцсети меняют нашу речь и мышление
Сегодня интернет оказывает существенное влияние на то, как люди говорят и пишут. О том, как это проявляется в учебном процессе, мы узнали у Елены Соколовой – доцента кафедры рекламы и связей с общественностью гуманитарного факультета.
– Елена Анатольевна, каким образом меняются навыки чтения и письма у студентов при общении через соцсети?
– Как филолог и человек, страстно любящий чтение классической литературы, могу сказать, что общение через социальные сети не должно преобладать над работой с текстами академических учебников, классиков художественной литературы, талантливых журналистов, иначе влияние на навыки письма и чтения будет негативным. Уже сейчас отмечаю, что грамотное письмо, создание метафор, подбор эпитетов, генерация креативных копирайтерских текстов становится проблемой для студентов вуза. Это, на мой взгляд, не очень хороший знак. От социальных сетей не уйти, но родной язык во всем его разнообразии и богатстве человеку с высшим образованием знать нужно обязательно.
– Интернет принес в наш язык много слов из английской речи. Какие еще изменения вы можете отметить?
– Действительно, мы давно наблюдаем увеличение в нашей речи количества заимствованных слов. Но есть и другая тенденция, связанная с влиянием социальных медиа. Мы с моей коллегой, доцентом кафедры рекламы и связей с общественностью Рассохиной Ириной Юрьевной, провели анкетирование студентов, чтобы определить роль нецензурной лексики в их речи. Всего в анкетировании приняло участие 285 обучающихся. Полный анализ исследования будет опубликован в «Педагогическом журнале». Однако могу сказать, что сегодня все больше размываются границы языка, в том числе в использовании нецензурной лексики. Сами студенты отмечают, что достаточно лояльно относятся к употреблению ненормативных слов во многих сферах жизни.
– Как вы относитесь к использованию эмодзи и стикеров в коммуникации?
– Положительно, и сама часто употребляю их в личных сообщениях. Конечно, эмодзи никогда не заменят богатства «великого и могучего» русского языка, но и функция у них другая – в кратком сообщении максимально точно передать эмоцию адресанта. Реакция на эмодзи зависит от темперамента их отправителей и получателей, осведомленности о значении этих символов и, несомненно, речевой ситуации.
В личном общении, на мой взгляд, эмодзи усиливают воздействие краткого сообщения, а вот в деловой речи могут являться маркером незнания человеком делового этикета.
– На ваш взгляд, как мем-культура влияет на язык?
– Мем метафоричен, в нем могут встретиться намеки на известные события или сюжеты, отсылки на другие тексты и юмор. Но, к сожалению, не все его понимают. Актуальность мемов можно объяснить тем, что они максимально сжато передают информацию о происходящих событиях. Однако из этого следует появление интернет-сленга и новой лексики, которой студенты активно пользуются даже на занятиях. Замечаю также, что наличие намеренных ошибок в текстах меняет отношение людей к грамматическим погрешностям в целом. Это особенно заметно при общении через социальные сети и мессенджеры. Для молодого поколения мем-культура давно стала частью их общения, это правда. Мне, как преподавателю, остается только с интересом наблюдать появление новых слов и не отставать от своих студентов в изучении этого вопроса.
– Как клиповое мышление студентов отражается на учебном процессе?
– Во-первых, поколение с клиповым мышлением не может долго и сосредоточенно работать над решением сложной задачи – устают и теряют интерес. Именно поэтому в учебном процессе сложную задачу приходится дробить на более мелкие. Во-вторых, наблюдаю у ребят слабое развитие долгосрочной памяти, что влечет за собой необходимость постоянно повторять изученный материал. И наконец, клиповое мышление затрудняет процесс формирования стройного мировоззрения: знания, полученные из «всех утюгов», фрагментарные, поверхностные, часто противоречивые и ложные, мешают студентам формулировать сложные и глубокие мысли.
Работая со студентами, нередко приходится редактировать материалы с научного на «понятный», более современный язык. Чтобы они не потеряли интерес к изучаемому предмету, нужно вливаться в их стиль общения, иначе эффективной коммуникации не получится.