ИИ: друг или враг в изучении английского?
Все больше студентов выбирают английский не только как учебный предмет, но и как инструмент для реальной коммуникации. Однако язык требует регулярной практики. Нейросети предлагают решение.
Всего несколько лет назад изучение иностранного языка сводилось к учебникам, упражнениям и проверке тетрадей преподавателем. Сегодня нейросети предлагают мгновенную обратную связь, персонализированные задания и даже заменяют собеседника для разговорной практики.
Языковые приложения с ИИ: от зубрежки к адаптивному обучению
Одними из самых популярных платформ стали языковые приложения с искусственным интеллектом, такие как Duolingo и Babbel. Они предлагают интерактивные уроки по грамматике, лексике и произношению, которые с помощью современных алгоритмов адаптируются под уровень студента. Если раньше упражнения были стандартными для всех, то теперь приложение анализирует ошибки и предлагает дополнительные тренировки именно по тем темам, где пользователь чаще ошибается. Например, если студент путает времена Present Perfect и Past Simple, ИИ будет генерировать больше примеров именно на эту грамматику.
Нейросетевые помощники
Еще один востребованный элемент – это нейросетевые помощники, такие как ChatGPT, DeepSeek, Gemini. Эти сервисы позволяют не просто переводить тексты, но вести диалог, объясняют сложные темы и правила простым языком, а также помогают в написании эссе и подготовке к устным ответам. Многие студенты используют их как «виртуального репетитора», всегда готового помочь и научить.
Ассистенты для проверки письменной и устной речи
Платформы вроде Grammarly и DeepL Write исправляют не только орфографию, но и стиль письма, предлагая более естественные формулировки. А сервисы типа ELSA Speak или Speechling анализируют произношение, сравнивая его с носителями языка, и указывают на ошибки в интонации или артикуляции.
Инструменты для онлайн-перевода
Для перевода текстов студенты часто выбирают DeepL – сервис, который учитывает контекст и передает смысл точнее, чем большинство онлайн-переводчиков. Многие также используют Yandex Translate и Google Translate для быстрого перевода, хотя их возможности ограничены по сравнению с более продвинутыми ИИ-инструментами.
Благодаря нейросетям изучение английского стало проще, удобнее и даже увлекательнее. Но действительно ли такие методы способствуют лучшему усвоению языка? Ответы на этот вопрос дают студенты и преподаватели СПбГЭУ.
«Я пользуюсь Duolingo уже два года, – рассказывает Екатерина Стогний c направления рекламы и связей с общественностью. – Это как спортзал для мозга: каждый день немного, но регулярно. Помогло мне значительно улучшить уровень языка».
Никита Черкашин, студент гуманитарного факультета, предпочитает Anki: «Там можно создавать свои колоды карточек. Например, для подготовки к тесту TOEFL. Это удобнее бумажных конспектов и всегда под рукой».
«Подписался на каналы BBC Learning English и English with Lucy, – делится студент Максим Горин. – Смотрю видео перед сном. Не только язык подтягиваю, но и культуру узнаю».
«В изучении английского использую как языковые приложения, так и нейросетевые помощники, – делится студентка Софья Осипова. – Duolingo обладает обширным вокабулярием, помогая в изучении новых слов и грамматики. Это отличный вариант для знакомства с тонкостями языка, которым я активно пользовалась для повышения уровня. Сейчас же отдаю предпочтение нейросетевым помощникам, в частности ChatGPT, так как он применяет метод интервального повторения для закрепления лексики.
Нейросети полезны для теории, но не заменят живого диалога. Особенно это касается фонетики и лексики. В моем понимании ИИ – это дополняющий инструмент, но не замена преподавателю. У студентов может пропасть мотивация, так как материал в нейросетях разбирается поверхностно. Поскольку человек может сам задать интересующие его аспекты в изучении, пропадает четкая структура освоения грамматики и фонетики, которые являются важными составляющими. Преподаватель же объясняет это все вживую, следуя четкой программе, может указать на ошибки и помочь их исправить».
«Приложения дают базу, но настоящий прогресс начинается тогда, когда можешь обсудить материал с преподавателем, – делится своей точкой зрения Дана Милованова, студентка направления «Зарубежное регионоведение». – Я использую Quizlet, чтобы запомнить новые слова, но, когда нужно понять грамматику, обращаюсь к преподавателю. Он объяснит, поправит и направит».
Если еще пять лет назад почти 50% обучающихся выбирали традиционные методы получения знаний, то сегодня этот показатель составляет около 16%. Однако эксперты отмечают: успех обучения зависит не от формата, а от мотивации и системности. Цифровые инструменты хороши, когда есть цель и желание развиваться. Без них даже самое современное приложение не поможет.
Александра Игнашева, старший преподаватель кафедры английского языка №1 и кафедры английской филологии и перевода.
– Многие студенты сегодня заменяют учебники и репетиторов нейросетями. Считаете ли вы это проявлением прогресса или риском для качества языкового образования?
– Ни то, ни другое. Качество языкового образования целиком и полностью зависит от умения осмысленно работать с информацией. Простая замена одного способа на другой не решит проблему.
Нейросеть не сможет определить, насколько глубоко вы осмыслили значение понятий и насколько прочны связи между вашими знаниями о них. Вы передаете нейросети всего лишь запрос для выполнения определенной задачи.
Если коротко и образно, нейросеть – это спортзал с тренажерами. Можно купить абонемент, посетить занятия пару раз и забросить. Все дело в самодисциплине.
– Насколько опасно для будущего выпускника полагаться на ИИ при освоении языка, который должен стать инструментом профессионального взаимодействия?
– Использование ИИ не опасно для будущего выпускника, если мы имеем в виду человека, обладающего критическим мышлением, который осознанно пользуется технологией. Сегодня для профессионала ИИ – это инструмент для оптимизации рабочих процессов.
– Как, на ваш взгляд, изменится роль преподавателя английского в ближайшие годы под влиянием ИИ-технологий?
– Встречный вопрос: что чувствуют студенты, если преподаватель не читает лекцию вживую, а просто включает видеозапись? Я думаю, роль преподавателя, в том числе и английского языка, в эпоху нейросетей даже возрастет.
Искусственный интеллект сегодня стал частью образовательного процесса и предлагает студентам новые возможности для изучения английского языка. Однако, как и любой инструмент, он требует осмысленного использования. Технологии могут упростить путь к знаниям, но не заменить сам процесс их усвоения, требующий усилий, дисциплины и понимания цели. И именно от нас зависит, станет ли ИИ помощником или опорой, за которой прячется отсутствие знаний.
Текст подготовили: Полина Пурич, Елизавета Виноградов